Все новости

Энергоблокада

29.04.2025

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. В энергосистеме возникли огромные трудности, связанные с тем, что город был отрезан от электростанций.

Нагрузку пришлось переложить на городские генерирующие объекты, к ноябрю они были вынуждены увеличить выработку электроэнергии в 1,5 раза. Позже, в конце 1941 – начале 1942 года из-за отсутствия топлива подача электроэнергии горожанам резко сократилась: в домах погас свет, перестало поступать тепло, водопровод практически не функционировал, свирепствовали сильные морозы. Дефицит топлива (в ход уже шли запасы остановившихся заводов и деревянные дома) привёл к тому, что 25 января 1942 года из всей энергосистемы Ленинграда функционировала только ГЭС-1 с нагрузкой всего лишь 3000 кВт. Электричество шло только на хлебозавод, в госпиталь и Смольный. А ведь электроэнергия — это жизнь. 27 декабря, руководитель блокадного Ленинграда Андрей Александрович Жданов собирает экстренное совещание и по предложению уполномоченного Государственного комитета обороны (ГОКО) Алексея Николаевича Косыгина принимает решение о восстановлении Волховской ГЭС ближайшая к Ленинграду. Оборудование станции эвакуировали на Урал и в Среднюю Азию. На ГЭС остались только два вспомогательных генератора по 1000 кВт, питающих железнодорожную станцию Волховстрой. В таком виде обеспечивать Ленинград энергией электростанция была не способна. Но благодаря принятию экстренных решений уже в феврале 1942 года в Волхов пришли эшелоны с оборудованием. Однако самая главная проблема заключалась в передаче энергии на расстояние более 100 км — через линию блокады. Проложить линии электропередач привычным путём по воздуху нельзя: их сразу уничтожат. Что делать? Тогда было решено проложить электрические кабели по дну Ладожского озера. Подобного опыта на тот момент ещё не существовало. В условиях блокадного Ленинграда задача выглядела и вовсе фантастической. Приказом Ленинградского фронта по всему городу были собраны последние метры силового 6 кВ кабеля. На Ленинградском монетном дворе для изготовления кабеля, взяли бумагу, она была с водяными знаками и предназначалась для денег. С тех пор прижилось неофициальное, но говорящее название: «кабель с денежкой». Первую нитку подводного кабеля начали укладывать в ночь на 3 сентября. Кабель соединяли муфтами на барже, а водолазы на глубине 5–13 метров в ледяной воде якорили и соединяли кабели. Порой приходилось работать в шестибалльный шторм. Ради пущей секретности баржу охраняли два корабля — не только от фашистов, но и от соотечественников: нельзя было допустить ни малейшей утечки информации о стратегически важном объекте.

9.40 утра. 23 сентября 1942 года в диспетчерском журнале появилась первая запись о том, что Волховская ГЭС подключена к энергосистеме Ленинграда. Тогда подача энергии шла только по одной нити. В обстановке максимальной напряжённости сотрудники «Ленэнерго» скрыли информацию об аварии на первой нити, произошедшей вскоре после подачи энергии в 6 км от берега. Тогда получилось экстренно организовать подачу электричества по второй нити: заводы и госпитали наконец-то получили энергию. Но ещё до завершения ремонта первой нити, на второй не выдерживает береговая муфта и происходит взрыв. Туманова берут под арест. Если бы ему не удалось доказать, что причина не в его разработках, а в низком качестве изготовления кабеля, в живых бы он тогда не остался.

Параллельно ведутся работы по прокладке четырёх нитей. Настало время прокладки пятой. Достоверной информации о том, почему её решили прокладывать днём, нет. Результатом спешки стал налёт немецких бомбардировщиков, заставших наш караван на середине пути. Тогда погибло 13 человек, на восстановление техники ушло несколько дней, а завершать прокладку кабеля пришлось на малых судах под видом рыбаков. В итоге рабочие «Ленэнерго» уложились в 48 дней вместо отведённых 56. В сентябре 1942 года благодаря этому уникальному техническому решению энергетическая блокада была прорвана.

Но работы на Ладоге не завершились. Во-первых, линия требовала регулярного ремонта: всего потребовалось 65 ремонтов, 145 муфт и 8 км кабеля. А во-вторых, в январе 1943 года для увеличения пропускной способности и повышения надёжности линии электропередач, была сооружена за 12 дней «Ледовая линия» на 60 кВ и длиной порядка 30 км: кабель подвешивали на облегчённые деревянные опоры, которые вмораживали прямо в лёд озера. Такого опыта сетевое строительство ещё не знало! Это позволило увеличить передаваемую мощность до 28,5 МВт. Просуществовала эта линия 68 дней — до таяния снега. В мае 1943 года сотрудники «Ленэнерго» соорудили новую высоковольтную линию на 110 кВ Волхов–Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста.

Для запуска производства с разных заводов набрали 130 женщин. Работа была крайне тяжёлой: при укладке каждые полтора метра кабеля (а это примерно 75 кг!) держала одна женщина, каждая муфта весила 230 кг, и их было на всём пути 243 штуки. Работать приходилось в любые морозы и штормы. Однако недостатка в желающих не было: на Ладоге продовольственное обеспечение было намного лучше, чем в самом Ленинграде. Кормили три раза в день, и даже полагался нормальный ржаной хлеб. Иначе люди просто физически не справились бы с такой работой. Именно женщины обеспечивали все работы на берегу и на барже. Они вручную протянули 500 тонн кабеля на баржи, они подавали кабель с баржи при укладке в воду.

После прокладки новой постоянной высоковольтной линии в конце войны, потребность в подводной линии отпала. Со дна подняли более 100 км кабеля. Грамотная укладка позволила сохранить его в целостности и использовать повторно. Знаменитый «кабель с денежкой» был использован при прокладке линий в коллекторах под Невским проспектом. Там он находится и по сей день. Увидеть образец кабеля, сохранившего память о подвиге людей, спасших город, можно в музее «Ленэнерго».

После войны все сотрудники "Северного кабельного завода" были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».